Стрежевой, ул. Транспортная, д. 25, стр. 10
office@sts-strezh.ru
Ежедневно с 9:00 до 21:00
office@sts-strezh.ru
Ежедневно с 9:00 до 21:00

Что такое дизельное топливо, каким оно бывает и где используется

Содержание

Дизельное топливо (ДТ, дизтопливо) – это жидкий нефтепродукт, который преимущественно используется в качестве горючего для дизельных двигателей внутреннего сгорания. Его получают из керосиново-газойлевых фракций при прямой перегонке нефти. Оно отличается достаточно высокой вязкостью, зависящей от содержания смол. Оттенок дизтоплива может меняться от желтого до светло-коричневого.

Состав дизельного топлива

ДТ представляет собой смесь различных углеводородов:

  • парафиновых. Нефтяных парафинов и алканов в дизтопливе содержится от 10 до 40 %;
  • нафтеновых. Это циклические насыщенные углеводороды, представленные в основном циклогексаном и циклопентаном. Их содержание находится в пределах 20-60 %;
  • ароматических. К ним относятся органические циклические соединения с бензольным кольцом. В дизтопливе содержится примерно 15-30 % ароматических углеводородов.

Конкретный химический состав зависит от места добычи исходного сырья и температуры перегонки. Помимо основных компонентов дизельное топливо может содержать различные примеси – смолы, сернистые соединения, воду, твердые частицы, красители, вещества-метки. Допускается добавление присадок за исключением металлосодержащих.

На что влияет состав дизтоплива

Соотношение углеводородных компонентов, наличие дополнительных примесей и присадок определяет следующие свойства ДТ:

  • стойкость к низким температурам. Чтобы ее обеспечить, в топливо добавляются тяжелые нефтепродукты. Наибольшей низкотемпературной устойчивостью обладает зимнее и арктическое дизтопливо;
  • испаряемость. Чем она выше, тем легче происходит процесс воспламенения горючего в двигателе. Смолистые примеси ухудшают испаряемость ДТ;
  • вязкость. От этого качества зависит возможность использования дизельного топлива при минусовых температурах. Чем больше в его составе парафиновых компонентов, тем быстрее оно застывает. Например, летнее дизтопливо густеет при -5 оС, а кристаллизуется при -10 оС. Чтобы предотвратить застывание, горючее подвергают депарафинизации – процессу очищения от парафинов;
  • цетановое число. Оно определяет степень воспламеняемости дизеля в цилиндрах. Большое содержание парафинов способствует увеличению цетанового числа и улучшению сгорания топлива;
  • противоизносные качества. Чем больше в топливе содержится нафтеновых углеводородов, смол и прочих примесей, тем быстрее изнашивается двигатель.

Как изготавливают дизельное топливо

Данный продукт получают путем перегонки нефти. Исходное сырье нагревают до определенных температур, при которых происходит выкипание отдельных фракций углеводородов. Дизтопливо преимущественно состоит из газойлевых и керосиновых фракций, характеризующихся довольно высокими температурами кипения – 180-360 оС. Каждая марка ДТ обладает своими температурными показателями выкипания. 50 % сырья перегоняется при температурах до 280 оС (летнее и зимнее топливо) и до 255 оС (арктическое).

Сам процесс производства дизеля можно разбить на три основных этапа:

  1. Разделение нефти на фракции. Оно происходит в так называемых ректификационных колоннах, которые представляют собой аппараты для разделения жидких смесей углеводородов, имеющих разную температуру кипения. В ректификационных колоннах получают бензиновую, керосиновую, дизельную фракции и мазут.
  2. Вторичная переработка. Дизельная фракция подвергается дополнительной перегонке для достижения нужного химического состава продукта. Переработка производится по технологии каталитического крекинга или гидрокрекинга. Благодаря им ДТ очищается от избытка серы.
  3. Завершающий этап. Он подразумевает смешивание прямогонных фракций с фракциями, прошедшими дополнительную очистку. Также на этой стадии в дизтопливо могут вводиться депрессорные, антидымные и другие присадки.

Виды дизтоплива

Дизельное топливо может классифицироваться по нескольким параметрам. Основным из них можно считать сезонность. В зависимости от температуры кристаллизации различают следующие виды ДТ:

  • летнее (Л). Оно рассчитано на использование при температуре выше -5 оС;
  • межсезонное (Е). Может применяться при температуре воздуха до -15 оС;
  • зимнее (З). Его допускается использовать при морозе до -25 оС или до -35 оС (зависит от реальной температуры фильтруемости), применяется в дизельных системах отопления для коттеджей;
  • арктическое (А). Предназначено для сурового климата. Его можно применять при температурах от -45 оС.

Для снижения температуры кристаллизации в топливо добавляются специальные депрессорные присадки. Чтобы получить максимально устойчивое к сильным морозам арктическое дизтопливо, используют технологию депарафинизации. Она заключается в очищении горючего от парафинов, являющихся основной причиной его застывания.

Еще один важный критерий, по которому классифицируют дизельное топливо, – экологичность. В зависимости от токсичности продуктов сгорания различают следующие стандарты ДТ:

  • Евро 3. Устаревший стандарт, который действовал до 2006 года. Сейчас он уже не соответствует актуальным экологическим требованиям;
  • Евро 4. С 2013 года все ввозимые на территорию России транспортные средства должны соответствовать как минимум стандарту Евро 4. Но следует учесть, что в ближайшее время от него планируется полностью отказаться;
  • Евро 5. Этот стандарт был принят в 2009 году и распространяется на все дизельные автомобили, выпускаемые с 2010 года. В России он тоже действует как для ввозимых авто, так и для транспортных средств, производящихся в нашей стране;
  • Евро 6. Это самая последняя на сегодня версия экологического стандарта для дизельного топлива. Она была введена в Европе в 2015 году. Евро 6 предусматривает практически полную безвредность отработавших газов за счет сажевых фильтров, системы селекции и рециркуляции выхлопов. В России стандарт пока не действует.

Основные характеристики дизтоплива

Наиболее важными для потребителя параметрами ДТ являются:

  • цетановое число,
  • плотность,
  • вязкость,
  • температура вспышки,
  • предельная температура фильтруемости,
  • содержание серы,
  • зольность,
  • кислотность,
  • содержание воды.

Опасно ли дизельное топливо?

В соответствии с ГОСТ 305-2013 дизтопливо относится к категории малоопасных малотоксичных жидкостей. По степени влияния на организм человека ДТ соответствует 4 классу опасности. В перечне ООН дизельному топливу присвоен номер 1202. Его перевозка должна осуществляться согласно правилам транспортировки опасных грузов.

Сферы применения ДТ

Дизельное топливо используется в качестве горючего для средне- и малооборотных двигателей. Наибольшее распространение оно получило на железнодорожном, морском, речном, грузовом автомобильном транспорте. Также его применяют для котлов отопления, тепловых пушек, электрогенераторов и другого оборудования.

Заключение

Дизельное топливо – один из самых востребованных видов ГСМ. Оно бывает различного качества и назначения, поэтому нужно очень внимательно подходить к его выбору. Покупать дизтопливо следует только у проверенных поставщиков. Например, в компании СПЕЦТРАНС-СЕРВИС, которая занимается поставками ДТ, бензина, керосина и других нефтепродуктов гарантированно высокого качества по оптимальным ценам. Узнать подробнее можно здесь.

Предыдущая статья
Следующая статья

Рубрики

ГСМ
Нефтепродукты
Дизельное топливо

Популярное